Производство детского и спортивного оборудования, МАФ.

Как организовать игровую программу для детей с ОВЗ

Игры для развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) характеризуются принципиальной важностью. Это не просто доступное средство обучения и воспитания ребят различного возраста, но и эффективный способ социализации.

Если же игротерапия проводится в рамках рекомендаций, касающихся особенностей конкретного малыша, то наблюдаются существенные улучшения моторики, внимания и прочих навыков. В этой статье мы поделимся с вами информацией о том, как организовать игровую программу для детей с ОВЗ. Опишем наиболее популярные игры, основная часть из которых может проводиться на приспособленной и безопасной спортивной площадке. В завершение материала предложим несколько вариантов готовых сценариев для проведения увлекательных забав.

Почему игротерапия так важна?

Значительная часть формирующейся личности относится к крайне юному возрасту. Именно в первые годы малыш познает мир, появление первой моторики и навыков в том числе происходит на бессознательном уровне. Когда дети становятся старше очень важно поддерживать и направлять их в соответствующих стремлениях. Как на родителей, так и на профильных специалистов ложится нагрузка по своевременному обнаружению и выявлению каких-либо дефектов и отставаний в развитии.

Многократно доказано, что речедвигательный аппарат сам по себе не корректируется и не развивается должным образом. Различные интерактивные и развлекательные формы коррекции отклонений и расстройств лучше всего подходят для адаптации маленького человека, у которого выявлены ограниченные возможности его здоровья. Игра, в свою очередь, становится развлечением, забавой и даже праздником. Благодаря игротерапии ребенок активничает, придумывает, запоминает, учится, рассказывает, делится своими эмоциями.

К основным целям игротерапии относятся следующие моменты:

  • взаимодействие взрослого с ребенком;
  • возможность детей выразить свои эмоции и переживания;
  • контакт малыша с окружающим миром;
  • выполнение физических упражнений/нагрузки;
  • развитие творческого потенциала;
  • преодоление речевых и иных нарушений.

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Все игры по степени активности и физической нагрузке можно условно разделить на подвижные и неподвижные. В этом материале мы рассматриваем именно подвижные развлечения. Для этого в большинстве случаев требуется определенный инвентарь, а также прочие приспособления. В качестве таковых могут выступать специальные игровые и площадки. Наша компания уделяет самое пристальное внимание разработке и выпуску специальных комплексов, которые в универсальном виде могут использоваться детьми с ограничениями возможностями здоровья, так и без них. В каталоге сайта можно ознакомиться со специальными моделями, краткое описание которых представлено в соответствующих товарных карточках. Для достижения максимального результата требуется чередовать игры, в обязательном порядке при их подборе учитывать особенности конкретного ребенка либо группы детей, минимизировать возможные риски.

Приведем в пример несколько популярных игр для развития детей с ОВЗ. Мы их разделили на несколько категорий:

1) для развития концентрации/памяти;
2) для развития мелкой моторики;
3) для развития коммуникативных навыков;
4) для развития быстрой реакции;
5) для ориентирования в пространстве.

1) Развитие концентрации/памяти

Читайте также

Как заинтересовать детей с ограниченными возможностями мы рассказываем в нашей статье «Игры и конкурсы для детей инвалидов»

«Король сказал…»

Число участников: 1-4

Необходимый инвентарь: не требуется

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: Участники выстраиваются в круг. Ведущий (взрослый) рассказывает какую-либо историю, в процессе которой говорит фразу «Король сказал…» после чего добавляет какое-то действие, которое нужно повторить именно после этой фразы. Последний повторивший и оказавшийся не столь внимательным выбывает из игры. Либо тех, кто ошибся, зовут в круг, чтобы они выполнили какое-то «штрафное» задание: спеть, попрыгать на одной ноге, улыбнуться.

2) Развитие мелкой моторики

«Зоопарк»

Число участников: 1-4

Необходимый инвентарь: картинки животных (если дети их знают, не обязательно)

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: В ходе называемых животных и птиц малышам предлагается воспроизвести характерные для них движения. При наличии группы, состоящей из нескольких детей, одному можно загадать показать животное, а остальным – отгадать его по движениям. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и раскованность движений.

«Поймай мяч»

cЧисло участников: 1-6

Необходимый инвентарь: мяч мелкого или среднего размера

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: Игры с мячом считаются одними из самых увлекательных. Вариантов может быть множество. В данном случае мы рекомендуем расположить участников по кругу или в разрозненном порядке по игровой площадке (в том числе на различающихся уровнях). Передача мяча может быть либо простой, либо с добавлением каких-либо интерактивных особенностей (угадыванием загадок, выполнением простых заданий). Выбор мяча зависит от числа участников, их удаленности друг от друга.

3) Развития коммуникативных навыков

«Сделай как я»

Число участников: 1-4

Необходимый инвентарь: любые предметы, игрушки

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: При помощи простых выражений и словосочетаний ребенку предлагается выполнить те «команды», которые он услышит. Если это уместно, можно добавить соревновательный момент, когда дети стараются сделать это точнее или быстрее. Больше всего малыши любят хлопки, легкие взмахи руками (приветствия), обнять маму, повторить какие-то движения.

4) Развития быстрой реакции>

«Узнай по голосу»

Число участников: 1-4

Необходимый инвентарь: не требуется

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: Предлагается 2 вариации игры. В ходе первой играющие занимают места по кругу, а внутри находится основной игрок с закрытыми глазами. Перемещающиеся по кругу могут делать это под музыку или какой-либо разученный стишок. Когда мелодия или стих завершается, оказавшемуся напротив основного игрока нужно назвать себя другим именем, постаравшись не выдать себя. Если ему это не удалось, он становится в центр. Второй вариант предполагается нахождение на игровой площадке в различных местах. По голосу водящий с закрытыми глазами должен постараться найти всех спрятавшихся, подающих условные звуки или слова. Важно присутствие и внимательное наблюдение взрослого во избежание травматизма.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Число участников: 2-6

Необходимый инвентарь: карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый)

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: Суть игры состоит в быстром переключении внимания детей, а также выполнения ими «команд». Если взрослый показывает зеленую карточку, можно немного покричать и громко поразговаривать. Желтая поднятая карточка означает необходимость тихо перешептываться. При красной карточке нужно всем замереть и находиться неподвижно некоторое время в той позе, которой ребенок застыл.

5) Ориентирование в пространстве

«Веселые птички»

Число участников: 1-4

Необходимый инвентарь: игрушечные птички

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: При помощи птиц-игрушек ребенку показывается их перемещение (перелет) с места на место. Задача детей запомнить с какого места и куда перелетела птичка и в точности повторить движение. В эту игру можно добавить коммуникативные элементы. К примеру, малышу требуется не просто показать, а рассказать, куда полетела птичка. Очень уместным окажутся прятки, когда нужно отправиться в предполагаемое место и самостоятельно найти игрушку.

«Звонкий колокольчик»

Число участников: 1-2

Необходимый инвентарь: колокольчик

Место проведения: в помещении, на улице, на игровой площадке

Описание: Ребенка просят закрыть руками глаза, после чего, услышав раздающийся звон колокольчика, отгадать место. Лучше всего игру проводить в относительно небольшом игровом комплексе. Благодаря наличию определенных элементов на площадке ориентироваться в пространстве детям несколько сложнее.

Несколько готовых программ (сценариев)

Если вы не знаете, как организовать игровую программу для детей с ОВЗ, рекомендуем обратить внимание на несколько ключевых аспектов. В первую очередь следует учесть число участников игры. В расчет должна приниматься материальная база (реквизиты), а также текущее время года и погода. В некоторых из приведенных выше игр игровая площадка используется как второстепенный реквизит, в других – является обязательной. Советуем начинать игровые активности с менее подвижных к более активным.

Сценарий 1.

Подходит при небольшом числе участников. Наиболее оптимальным вариантом является свежий воздух и специальная игровая площадка для детей с ОВЗ.

а) Начать рекомендуется с упражнений в игровой форме, позволяющих потренировать коммуникативные навыки. В процессе игры «Сделай как я» ребенок старается повторить какие-то фигуры или элементы, параллельно общаясь со сверстниками или взрослым. Примерное время игры составляет 5-7 минут.

б) В процессе игры «Узнай по голосу» оттачивается скорость реакции у детей.

Сценарий 2.

Вариант сценария для более активных и подвижных детей. Также на спортивной площадке.

а) Начать стоит с «Веселых птичек», как небольшой но аккуратной вводной активности для одного ребенка либо небольшой группы детей.

б) Продолжить можно с игрой «Поймай мяч». Выбирайте расположение детей и их удаленность с учетом погоды, особенностей состояния здоровья. Если моторика не такая развитая, стоит расположить участников поближе.

Сценарий 3.

Сценарий универсален и может проводиться как на игровой площадке, так и внутри помещения.

а) Ориентация в пространстве – важный навык, поэтому попробуйте начать со «Звонкого колокольчика».

б) Немного размявшись, можно перейти к большей активности. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» предполагает быструю реакцию и внимание участников.

в) Две предыдущие игры не столь продолжительны. Поэтому если позволяет время, можем порекомендовать включить сюда более спокойную забаву «Король сказал…».

По завершении каждой игры и сценария в целом стоит поощрять детей словесной похвалой, о том, какие они молодцы и отлично справились. Вы можете самостоятельно выбирать приведенные выше игры, стараясь их комбинировать между указанными категориями.

Каталог 0 Корзина WhatsApp Telegram
WhatsApp Telegram

Пожалуйста, выберите материал изделия

Товар добавлен в Избранное.

Просмотреть Избранное вы можете здесь.

Товар добавлен в Сравнение.

Сравнить товары вы можете здесь.

Товар добавлен в Корзину.

Посмотреть содержимое корзины вы можете здесь.

Ваш голос учтен в рейтинге данного товара.

Заказать звонок

Оставьте контакты и мы вам перезвоним

Заказать в 1 клик

Просто оставьте свои контакты и наши менеджеры сами составят заявку